ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ
В РЕЖИМЕ ДНЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
♦ Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
♦ Проводить режимные моменты точно по распорядку.
♦ Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
♦ При проведении процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
♦ Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
♦ Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснение, напоминание.
♦ Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
♦ Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
♦ Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
♦ Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОРМЛЕНИЯ:
• При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
-мыть руки перед едой;
-принести стул и сесть за стол;
-есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;
-есть с аппетитом все, что полагается;
-есть первые и вторые блюда с хлебом;
-самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.
Формирование правил поведения:
-не мешать во время еды другим детям;
-не выходить из-за стола, не окончив еды;
-уметь спокойно подождать, когда воспитатель уделяет внимание другому ребенку;
-свои просьбы выражать словами;
-говорить «спасибо» после еды.
• Процесс кормления детей должен проходить четко по указанному в распорядке дня времени.
• Перед едой дети должны играть в спокойные игры.
• Детям начинают мыть руки только тогда, когда еда принесена в группу. Помощник воспитателя моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
• Помощник воспитателя берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не заняты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку воспитатель и помощник воспитателя смогут уделить больше внимания.
• Предложив ребенку идти мыть руки, помощник воспитателя следит и напоминает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
• Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
• Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
• Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играющими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
• Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
• Помощник воспитателя и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
• Докармливает детей воспитатель или помощник воспитателя, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
• Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спасибо» и идет играть.
• Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
• Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.
• Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения.
• Во время кормления детей помощник воспитателя также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ:
• В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь;
-расстегивать и застегивать пуговицы спереди;
-развязывать шнурки у ботинок;
-знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;
-самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
Формирование правил поведения:
-начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
-аккуратно убирать одежду;
-помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;
-развивать ориентировки в окружающем;
-знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
-обогащать словарь и т.д.
• Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры.
• Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
• Приглашать спать первыми надо детей более младших или физически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал.
• Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. •Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.
• Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.
• Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
• Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
• Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
• Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
• Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
• Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УМЫВАНИЯ:
• При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
-обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки;
-самостоятельно вытирать руки лицо только своим полотенцем и знать его место;
-использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
• Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
• Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
• Одновременно помощник воспитателя умывает 2-3 детей, не торопясь, давая детям возможность умываться самостоятельно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСАЖИВАНИЯ, ТУАЛЕТА:
• Закреплять умение проситься на горшок.
• Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
-пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);
-замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, оторвавшуюся пуговицу);
-вытирать самому нос.
• Обязательно высаживать всех детей перед дневным сном, перед прогулкой, среди дня – индивидуально.
раскрыть » / « свернуть