КАК ПОМОЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ДЕТЯМ
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребёнку не придётся «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться, и ловчить при авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребёнка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).
Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
Прежде всего, необходимо попытаться понять ребёнка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают своё понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но ты пойми и меня, я чувствую…»
После этого останется только предложить ребёнку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая): «Ты ещё немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовёт, игра закончится. Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет» не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребёнок начнёт вами манипулировать, искать «новые кнопки».
Что делать, если такое уже случилось и ребёнок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышко», в которую родители могут поиграть с детьми дома.
Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас совсем уже большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качеств ребёнка), но, например, убирать игрушки у тебя ещё не совсем получается (объясняется как надо убирать). Можно формировать любое другое желаемое качество, назвать его ребёнку. «Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь, и сам правильно уберёшь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и другое). Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.
Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребёнка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий единый образ-мечту для ребёнка.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая-добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минутка шалости». Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, так постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психопатическим заболеваниям.
Дошкольный возраст представляет особую уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Случается и так, что родители часто ссорятся и испытывают неприязненные чувства друг к другу. Кому отдано предпочтение? У мальчиков скорее мать, у девочек – отец. Даже разрыв семейных отношений в этом возрасте более эмоционально ранимо воспринимается девочками из-за развитого у них чувства любви к отцу.
Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребёнок пытается излить на них своё раздражение и недовольство. Чаще всего таким объектом служит мать, как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо. Он может её ударить, ущипнуть, укусить, угрожать игрушечным пистолетом. Обида же может выразиться криком, плачем и репликами вроде: «Не люблю, ты плохая». Он может заявить: «Ты меня обидела, ты плохая, я тебя убью». Спокойное объяснение в этих случаях – единственно возможное решение, так как в споре многие из проявлений отрицательных эмоций пройдут сами по себе, будучи позитивно переработаны развивающимся сознанием ребёнка. Постепенно он будет лучше управлять своими чувствами. Станет более терпеливым, доброжелательным, сострадательным и жалостливым. Упрочится вера в себя и близких людей. Ребёнок научится доверять им свои чувства и переживания, даже проступки, зная, что его выслушают, поймут, помогут, но не накажут и не унизят.
Если родители нетерпимы к непосредственности ребёнка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений – картина развития ребёнка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения. Возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребёнок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, вне подозрений для взрослых.
К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («Я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям – всё то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.
Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек: «Мне так обидно, когда ты на меня кричишь», «Я переживаю», «Я плачу не от боли, а от обиды». Проявляются остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, скрытого смысла пословиц. По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причём всё в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников. Развита эмоциональная память. Развивается умение ставить себя на место другого человека. В известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания. Это наполняет более глубоким содержанием чувство сострадания, сопереживания, являющееся вместе с совестливостью мерилом человеческой отзывчивости и благодарности. Умение предвидеть. Прогнозировать и чувствовать себя на месте других людей создаёт основу для принятия и проигрывания межличностных ролей. Общение со сверстниками, к которому так стремятся в этом возрасте, становится более гибким, ситуативным, устойчивым. Мальчики при этом в первую очередь ориентируются на отца, а девочки – на мать, которые являются надёжным источником авторитета и соответствующего полу поведения. Вместе с тем идёт постоянное сравнение поведения родителей и сверстников, соответствия между ними.
К 6 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Будем надеяться, что одна из основных задач родителей вами выполнена – заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребёнка. Это означает, что дети 6-ти лет:
1.естественно (болезненно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2.испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
3.реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
4.обладают устойчивым чувством «я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
5.способны к сопереживанию;
6.не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти приобретения личности, как мы видели, – результат нашего разумного воспитания и любви к детям.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста ещё незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникать неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Хотя чувства раздражения и гнева являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Одной из важных задач своей работы является развитие эмоциональной сферы ребёнка, обучение его адекватным способам выражения собственных чувств. Иногда у детей (и у взрослых тоже) бывает такое состояние, когда хочется, чтобы тебя оставили в покое. Побыв некоторое время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние и быстрее включаются в обычную жизнь группы. Некоторые устают просто оттого, что долгое время находятся в обществе сверстников. Предложив ребёнку побыть одному или в обществе 2-3 детей, близких ему по духу, взрослый даёт ребёнку понять, что его чувства. Состояние не безразличны окружающим. Для этой цели в каждой группе желательно иметь уголки уединения, где ребёнок может находиться один или с кем-то из друзей. Это может быть просто уголок, отделённый ширмой от общего пространства, или что-то пооригинальнее. Там можно поставить детскую мягкую мебель, столик положить мягкие игрушки, книги, конструктор. Лучше если этот уголок оборудован в том месте, где не очень шумно, но всё должно быть в поле зрения педагога.
Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через игру и позитивное движение. Это всевозможные толкалки, стучалки, манипуляции с воображаемым мокрым бельём (полощем, отжимаем, встряхиваем), рубка дров и т.п.
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения: одни излишне конфликтны, другие очень обидчивы, третьи просто агрессивны. Если один ребёнок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удаётся с трудом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.
В работе с детьми широко используются игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение. Для этой цели рекомендуется оборудовать комнату игровой терапии, где ребёнок может просто посидеть в обнимку со своей любимой игрушкой. Для выражения чувства злости есть предметы для битья – подушки, которые можно колотить руками, пинать ногами. Подбрасывать. Можно построить башню из поролоновых кубиков с последующим её разрушением. В уголке рисования ребёнок сможет снять негативное состояние с помощью рисунков, раскрашивания. Хорошо для этой цели проводить игры с водой и песком. В тёплой воде дети с удовольствием перебирают морские камешки, ракушки разного размера и цвета, просто копошатся руками в песке, перемешивают воду. Это отлично снимает напряжение, успокаивает. Всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки также снимают отрицательные эмоции.
Когда дети отдыхают, лёжа на ковре и закрыв глаза, можно погладить их какой-то пушистой, приятной на ощупь игрушкой (зайка гладит хвостиком, белочка усиком и т.п.) по открытым частям тела – рукам, ногам, лицу. Это дополнительно снимает напряжение и очень нравится детям.
Игры
«Круглый ушастик»
Наклеить на стене круг с ушами. Дети, которых кто-либо обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика.
«Ласковые ладошки», «Вьюнок», «Петушки», «Перематывание клубочков», «Хлопай-топай», «Разрушители», «Секретики», «Рваная бумага», «Пушистые рисунки», «Мыльные пузыри», «Мишки».
раскрыть » / « свернуть