Уважаемые родители!
События Великой Отечественной войны коснулись почти каждой семьи нашей страны. Вместе с тем, с течением времени эти события стираются из памяти людей и остаются лишь в истории.
Многие родители считают, что детей не нужно раньше времени знакомить с историей военных лет. Зачем рассказывать об ужасах войны, когда они такие маленькие, невинные, а над головой мирное небо? Также многие взрослые считают, что дошкольники слишком малы для восприятия такой информации. Вместе с тем, дети видят и понимают больше, чем нам кажется.
Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Подходящим вариантом является посещение памятных мест.
Предлагаем вашему вниманию примерный маршрут выходного дня «По местам памяти героев, погибших во время войны», воспользовавшись которым, вы сможете познакомить ребенка с героями Великой Отечественной войны, защитниками г. Белоозерск и Березовского района.
Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, взрослые, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам.
Никто не будет забыт, пока мы с вами помним!
мемориальный комплекс
«ЗДИТОВСКАЯ ОБОРОНА»
рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет
адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Березовский район, д. Здитово, ул. Советская.
маршрут: на карте
дата открытия памятника: 1975 год
архитектор: В.А. Пак
скульптор: В.Д. Клименко
описание памятника:
В центре комплекса шестиметровая фигура партизана с поднятыми в победном жесте руками. Она олицетворяет обобщенный образ народа-победителя.
За спиной фигуры расположена дугообразная стена-стела с барельефным панно, отражающим эпизоды обороны. Высота этой стены-стелы с одной стороны составляет 2,4 метра, а с другой — 1,6 метра. Справа от скульптуры – трехгранный блок с именами погибших и лавровым венком. Со стороны автомобильной дороги Берёза-Дрогичин и от центральной улицы Здитово к мемориалу ведут два подхода, выложенные бетонными плитами. При входе на центральную аллею комплекса установлена стела с плитами, на которых высечен текст, посвящённый событиям Здитовской обороны.
К мемориалу ведут два подхода, выложенные бетонными плитами.
исторические события:
В годы Великой Отечественной войны недалеко от Здитово базировались Брестский подпольный обком КП(б)Б, штаб Брестского партизанского соединения, партизанские формирования.
Партизаны периодически наносили удары по железнодорожным коммуникациям, особенно на линиях Брест-Барановичи и Брест-Лунинец, которые являлись магистральными путями обеспечения немецко-фашистских войск в этом районе. Чтобы обезопасить свои тылы, в начале апреля 1944 года гитлеровцы стянули в этот район отряды войск СС, десять артиллерийских и миномётных батарей, танки, бронемашины, бомбардировщики.
Каратели 3 апреля начали наступление на позиции партизан с нескольких направлений. Партизаны и 10 тысяч мирных жителей, находившихся под их охраной, оказались в окружении.
В течение семи дней в начале апреля 1944 года местные партизаны держали у Здитово оборону против превосходящих сил противника.
Когда у партизан были на исходе боеприпасы, они, по приказу командования, ночью 11 апреля заняли вторую линию обороны между деревнями Здитово и Спорово. Гитлеровцы форсировали реку Дорогобуж, вошли в Здитово и Спорово, но вторую линию обороны штурмовать не решились.
Эти события вошли в историю как «Здитовская оборона», а на месте былых боев в 1975 году был сооружен мемориальный комплекс.
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА
перед тем как отправиться к памятному месту:
- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
- поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
- рассмотрите иллюстрации с изображением памятника, военных событий.
по прибытии к мемориальному комплексу:
Что рассказать ребенку:
- расскажите ребенку о том, кому установлен памятник, кто такой партизан;
- обратите внимание на общий вид памятника: фигура партизана с поднятыми вверх руками. За спиной партизана находится стена-стела с изображением событий тех лет и памятная плита с именами погибших людей;
- обратите внимание на внешний облик партизана (мужественный, сильный, смелый и др.). Рассмотрите изображения эпизодов боевых действий на стене-стеле;
- обратите внимание, что держит в руках наш герой (оружие);
- рассмотрите, что находится у стены-стелы (возложены венки и цветы);
- поговорите с ребенком о том, как люди чтят подвиг героев: возлагают цветы и венки у стены-стелы, следят за порядком на территории рядом с памятником, поэты пишут в честь героев стихи.
Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, уделите особое внимание эмоциональному восприятию детьми темы войны как «борьбы добра со злом». Информация, воспринятая сердцем, запомнится надолго и даст благотворные результаты.
Объясните, почему война получила такое название. Отечество – это родная сторона, семья, дом, друзья – всё то, что человеку дорого. Наши предки воевали за свою страну, своих детей, за родную землю, которую враги хотели отнять навсегда. Великая – потому что сражалась не только армия, но и весь народ.
В беседе с ребёнком рекомендуется указать, что вся наша страна объединилась против врагов. Что сражения происходили везде, куда приходили захватчики. С немцами сражались не только военные, но и обычные люди, которые становились партизанами. Благодаря единству мы и смогли победить, отстоять свою свободу.
Какие вопросы задать ребенку:
- спросите у ребенка, в честь кого установлен памятник?
- спросите у ребенка, кого можно назвать защитниками своей страны?
- поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о них?
- что его впечатлило во время посещения памятника?
- что он думает о войне?
- что он думает про партизан (про немцев)?
- хорошо или плохо то, что была война?
после посещения мемориального комплекса:
В какие игры поиграть с ребенком:
Что предложить ребенку сделать:
- нарисовать (вылепить из пластилина или глины) памятник;
- нарисовать рисунок, как партизаны обороняли д. Здитово;
- нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет героям»;
- организуйте общение ребенка с другими взрослыми, детьми (родственники, соседи) для того, чтобы ребенок смог рассказать о полученных впечатлениях.
Что почитать ребенку:
МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ И
ПАМЯТНИК ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ С.И. ЛЮБАРСКОМУ
В АГРОГОРОДКЕ ПЕСКИ
рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет
адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Березовский район, д. Старые Пески
маршрут: на карте
дата открытия памятника: 1967 год
исторические события:
Степан Иванович Любарский (27 декабря 1896, Пески, Гродненская губерния — 16 апреля 1945, в районе города Форст, Германия) — генерал-лейтенант, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Решением исполкома Березовского городского Совета в декабре 1967 года улица Северная переименована в улицу Любарского в городе Берёза. На родине генерала в деревне Пески ему открыт памятник.
дополнительная информация
|
|
С целью увековечения памяти погибших в годы Великой Отечественной войны земляков, был создан музей военной техники. В музее собрана различная военная техника: передвижной зенитно-ракетный комплекс, бронетранспортер, боевая машина пехоты, 120-миллиметровый пулемет и другие образцы вооружения.
|
дополнительная
информация
|
Местные поисковики узнали имена и фамилии многих людей, считавшихся ранее пропавшими без вести или неизвестными и разместили их на мемориальной доске.
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА:
по прибытии к мемориальному комплексу:
Что рассмотреть с ребенком:
- Обратите внимание ребёнка на военную технику, памятник генерал-лейтенанту, который не вернулся с войны, но навсегда остался в памяти потомков как герой.
- Рассмотрите, что находится у подножья памятника м мемориальной доски (возложены венки).
- Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
С чем познакомить ребёнка:
- Познакомьте детей с пословицами о войне, спросите, как они понимают их смысл:
"Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт"
"Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт"
"Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим"
Какие вопросы задать ребенку:
- Что такое война?
- Нужна ли она на земле?
- Почему людям и всему живому нужен мир?
- Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
- Для чего нужна военная техника?
после посещения мемориального комплекса:
В какие игры можно поиграть с ребенком?
- игра «Закончи пословицы» (использовать пословицы, которые были использованы в начале маршрута)
- игра «СОЛДАТ»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Что предложить ребенку сделать после прогулки:
- сделать фотоколлаж вместе с ребенком;
- нарисовать один из объектов прогулки;
- побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
- прочтите стихотворение:
«ДЕВЯТОЕ МАЯ»
Г. Виеру
Рады родители, дети и деды
гордому празднику нашей победы.
В день этот радостный мира и света
солнцем весенним земля обогрета.
Праздничным утром никто не забыл
цветы положить у солдатских могил.
УЛИЦЫ ГОРОДА БЕЛООЗЁРСКА ПОМНЯТ ГЕРОЕВ
УЛИЦА ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
И.В.СВИДИНСКОГО
рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет
адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, г. Белоозерск, ул. Свидинского
маршрут: на карте
исторические события:
|
Свидинский Иосиф Викентьевич родился в 14 января 1918 года в г.п. Белыничи Могилевской области. В 1939 г. призван в Красную Армию. Освобождал Западную Украину, участник советско-финской войны. С 1941 года на фронте Великой Отечественной войны, разведчик 177 отдельной разведроты. За проявленную инициативу во время разведки и личную храбрость назначен старшим группы разведки. За время своей службы в разведке ефрейтор Свидинский лично захватил в плен 10 человек, из них 8 солдат и 2 офицера. И.В. Свидинский особенно отличился во время форсирования войсками Красной Армии р. Днепр около Киева (осень 1943 года). Его группа получила задание в тылу противника обнаружить огневые точки, с чем успешно справилась. Огневые точки противника были уничтожены, что дало возможность наступающим частям успешно форсировать Днепр. В этой операции также участвовала группа разведчиков. За участие в форсировании Днепра и проявленный при этом героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года Свидинскому Иосифу Викентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II и I степеней, Красной Звезды, многими медалями. После войны жил в г. Белозерск Брестской области, работал в строительном управлении Березовской ГРЭС слесарем, затем машинистом компрессорной установки. Умер 15 ноября 1996 года.
|
дополнительная информация здесь
УЛИЦА БУГОРКОВА
ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет
адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, г. Белоозерск, ул. Свидинского
маршрут: на карте
исторические события:
|
Именем капитана Бугоркова одна из улиц Белоозёрска была названа по инициативе следопытов средней школы №2 "теперешней гимназии". Когда-то в школе была создана группа "Поиск", в состав которой вошли учащиеся старших классов под руководством директора школы Л.Д. Белинщикова. Ребята старались больше узнать о тех людях, кто ценой собственной жизни отстоял мир и счастье на земле.
Бугорков к началу войны был уже опытным пилотом. В 1941 году 25 июня полк под командованием капитана Бугоркова выполнял задание по бомбардировке скопления танков противника в районе Картуз-Березе и Ивацевичей. С боевого задания не вернулись 7 экипажей из 8. Бой был трудным и неравным. Когда самолёт охватили языки пламени, Бугорков вместе со штурманом покинули боевую машину. Фашисты расстреляли летчика в воздухе. Местные жители похоронили героев.
7 мая 1973 года останки летчиков вместе с прахом других советских воинов были перезахоронены в г.Белоозерске. Им установлен памятник. В одной из песен поётся, что погибшие в небе за Родину становятся небом над ней. А ещё благодарной нашей памятью, которая увековечена в названии улицы.
|
улица на карте:
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ПО УЛИЦАМ:
перед тем, как отправиться к памятному месту:
- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
- рассмотрите портреты людей, героев ВОв, именами которых названа улица;
- поговорите с ребенком о героях Великой Отечественной войны, прочтите короткие художественные произведения о войне
по прибытии на улицу:
- прогуляйтесь с ребенком по улице, расскажите ему о том, как эта улица называется;
- напомните о том, что вы рассказывали ребенку про героя, именем которого названа эта улица;
- по-возможности, покажите портрет героя
Какие вопросы задать ребенку:
- спросите у ребенка, в честь кого названа улица?
- спросите ребенка, что он думает о герое? Какой он? (смелый, сильный, мужественный…);
- спросите ребенка, правильно ли, по его мнению, то, что назвали улицу в честь этого человека
- что он думает о войне?
- хорошо или плохо то, что была война?
Предложите ребенку:
- нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет герою»;
- прочитать художественные произведения про героев войны
Что почитать ребенку:
БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН
рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет
адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Г. Белоозерск, ул. Ленина
маршрут: на карте
дата открытия памятника: 1976 год
архитектор: Ткачук М.Ф.
скульптор: Ананько В.И.
исторические события:
В Белоозерске возвышается памятник советским летчикам, воинам и партизанам, напоминая о героях, павших в огненных сражениях, где похоронены 35 воинов и партизан, в том числе 11 летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
На третий день войны в небе Березовщины разыгралась смертельная схватка между советскими бомбардировщиками и фашистскими истребителями. По слова очевидцев, некоторым лётчикам, выпрыгнувшим из горящих самолётов, удалось с помощью местных жителей уйти от преследователей, а погибшие пилоты были захоронены. Была поставлена цель, разыскать живых участников боя, а также установить имена погибших, места их захоронения. Беседы с людьми, розыск очевидцев, бесконечная переписка с архивами и свидетелями событий дали свои результаты. Было установлено, что 25 июня 1941 года на бомбардировку скопления танков противника в районе Березы-Картузской и Ивацевичей вылетело 8 самолетов, а вернулся один.
В августе 1971 года была создана районная комиссия «Подвиг» поставившая задачу увековечить имена погибших. Было принято решение о захоронении в Белоозерске останков павших героев и установке здесь памятника. Состоялась торжественно-траурная церемония перезахоронения погибших в братскую могилу. Весь город собрался отдать дань памяти и благодарности патриотам. Открытие самого памятника состоялось 7 ноября 1976 года.
Не зарастает тропа к памятнику погибшим воинам, новые поколения вновь и вновь приходят к Вечному огню почтить память героев и поклониться их мужеству.
МАТЕРИАЛЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ
БРАТСКОЙ МОГИЛЫ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН
перед тем как отправиться к памятному месту:
- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
- напомните о правилах поведения при посещении памятных мест;
- можно приготовить живые цветы.
при посещении братской могилы
Что рассмотреть с ребенком:
- обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне;
- обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших воинов, предложите положить цветы.
Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, вгородах поставлены памятники).
Расскажите ребёнку, что такое братская могила, кто захоронен в братской могиле;
Какие вопросы задать ребенку:
- спросите у ребёнка, что он знает о великой отечественной войне;
- спросите у ребенка «что такое памятники? для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». это скульптурные сооружения, обелиски. строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня победы).
- поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
- какие вопросы задать ребенку:
- кого можно назвать защитником отечества?
- что такое война?
- нужна ли она на земле?
- почему людям и всему живому нужен мир?
- когда мы отмечаем день победы над фашисткой германией?
- нужно людям нужно помнить о войне?
- как люди сохранили память о войне?
после посещения братской могилы:
Что почитать ребенку:
В какие игры можно поиграть с ребенком?
что предложить ребенку сделать после прогулки:
- предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
- побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки.