Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

по местам памяти героев, погибших во время войны

Уважаемые родители!

События Великой Отечественной войны коснулись почти каждой семьи нашей страны. Вместе с тем, с течением времени эти события стираются из памяти людей и остаются лишь в истории.

Многие родители считают, что детей не нужно раньше времени знакомить с историей военных лет. Зачем рассказывать об ужасах войны, когда они такие маленькие, невинные, а над головой мирное небо? Также многие взрослые считают, что дошкольники слишком малы для восприятия такой информации. Вместе с тем, дети видят и понимают больше, чем нам кажется.

Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Подходящим вариантом является посещение памятных мест.

Предлагаем вашему вниманию примерный маршрут выходного дня «По местам памяти героев, погибших во время войны», воспользовавшись которым, вы сможете познакомить ребенка с героями Великой Отечественной войны, защитниками г. Белоозерск и Березовского района.

Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, взрослые, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам.

Никто не будет забыт, пока мы с вами помним!

мемориальный комплекс

«ЗДИТОВСКАЯ ОБОРОНА»

         

рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет

адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Березовский район, д. Здитово, ул. Советская.

маршрут: на карте

дата открытия памятника: 1975 год

архитектор: В.А. Пак

скульптор: В.Д. Клименко

описание памятника:

В центре комплекса шестиметровая фигура партизана с поднятыми в победном жесте руками. Она олицетворяет обобщенный образ народа-победителя.

За спиной фигуры расположена дугообразная стена-стела с барельефным панно, отражающим эпизоды обороны. Высота этой стены-стелы с одной стороны составляет 2,4 метра, а с другой — 1,6 метра. Справа от скульптуры – трехгранный блок с именами погибших и лавровым венком. Со стороны автомобильной дороги Берёза-Дрогичин и от центральной улицы Здитово к мемориалу ведут два подхода, выложенные бетонными плитами. При входе на центральную аллею комплекса установлена стела с плитами, на которых высечен текст, посвящённый событиям Здитовской обороны.

К мемориалу ведут два подхода, выложенные бетонными плитами.

 

исторические события:

В годы Великой Отечественной войны недалеко от Здитово базировались Брестский подпольный обком КП(б)Б, штаб Брестского партизанского соединения, партизанские формирования.

Партизаны периодически наносили удары по железнодорожным коммуникациям, особенно на линиях Брест-Барановичи и Брест-Лунинец, которые являлись магистральными путями обеспечения немецко-фашистских войск в этом районе. Чтобы обезопасить свои тылы, в начале апреля 1944 года гитлеровцы стянули в этот район отряды войск СС, десять артиллерийских и миномётных батарей, танки, бронемашины, бомбардировщики.

Каратели 3 апреля начали наступление на позиции партизан с нескольких направлений. Партизаны и 10 тысяч мирных жителей, находившихся под их охраной, оказались в окружении.

В течение семи дней в начале апреля 1944 года местные партизаны держали у Здитово оборону против превосходящих сил противника.

Когда у партизан были на исходе боеприпасы, они, по приказу командования, ночью 11 апреля заняли вторую линию обороны между деревнями Здитово и Спорово. Гитлеровцы форсировали реку Дорогобуж, вошли в Здитово и Спорово, но вторую линию обороны штурмовать не решились.

Эти события вошли в историю как «Здитовская оборона», а на месте былых боев в 1975 году был сооружен мемориальный комплекс.

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА

перед тем как отправиться к памятному месту:

  • сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
  • поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
  • рассмотрите иллюстрации с изображением памятника, военных событий.

по прибытии к мемориальному комплексу:

Что рассказать ребенку:                                              

  • расскажите ребенку о том, кому установлен памятник, кто такой партизан;
  • обратите внимание на общий вид памятника: фигура партизана с поднятыми вверх руками. За спиной партизана находится стена-стела с изображением событий тех лет и памятная плита с именами погибших людей;
  • обратите внимание на внешний облик партизана (мужественный, сильный, смелый и др.). Рассмотрите изображения эпизодов боевых действий на стене-стеле;
  • обратите внимание, что держит в руках наш герой (оружие);
  • рассмотрите, что находится у стены-стелы (возложены венки и цветы);
  • поговорите с ребенком о том, как люди чтят подвиг героев: возлагают цветы и венки у стены-стелы, следят за порядком на территории рядом с памятником, поэты пишут в честь героев стихи.

Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, уделите особое внимание эмоциональному восприятию детьми темы войны как «борьбы добра со злом». Информация, воспринятая сердцем, запомнится надолго и даст благотворные результаты.

Объясните, почему война получила такое название. Отечество – это родная сторона, семья, дом, друзья – всё то, что человеку дорого. Наши предки воевали за свою страну, своих детей, за родную землю, которую враги хотели отнять навсегда. Великая – потому что сражалась не только армия, но и весь народ.

В беседе с ребёнком рекомендуется указать, что вся наша страна объединилась против врагов. Что сражения происходили везде, куда приходили захватчики. С немцами сражались не только военные, но и обычные люди, которые становились партизанами. Благодаря единству мы и смогли победить, отстоять свою свободу.

 

Какие вопросы задать ребенку:                                                                                  

  • спросите у ребенка, в честь кого установлен памятник?
  • спросите у ребенка, кого можно назвать защитниками своей страны?
  • поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о них?
  • что его впечатлило во время посещения памятника?
  • что он думает о войне?
  • что он думает про партизан (про немцев)?
  • хорошо или плохо то, что была война?

после посещения мемориального комплекса:

В какие игры поиграть с ребенком:

Что предложить ребенку сделать:

  • нарисовать (вылепить из пластилина или глины) памятник;
  • нарисовать рисунок, как партизаны обороняли д. Здитово;
  • нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет героям»; 
  • организуйте общение ребенка с другими взрослыми, детьми (родственники, соседи) для того, чтобы ребенок смог рассказать о полученных впечатлениях.

 

Что почитать ребенку:

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ И

 ПАМЯТНИК ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ С.И. ЛЮБАРСКОМУ

В АГРОГОРОДКЕ ПЕСКИ

          

 

рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет

адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Березовский район, д. Старые Пески

маршрут: на карте

дата открытия памятника: 1967 год

исторические события:

Степан Иванович Любарский (27 декабря 1896, Пески, Гродненская губерния — 16 апреля 1945, в районе города Форст, Германия) — генерал-лейтенант, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Решением исполкома Березовского городского Совета в декабре 1967 года улица Северная переименована в улицу Любарского в городе Берёза. На родине генерала в деревне Пески ему открыт памятник.

дополнительная информация

 

С целью увековечения памяти погибших в годы Великой Отечественной войны земляков, был создан музей военной техники. В музее собрана различная военная техника: передвижной зенитно-ракетный комплекс, бронетранспортер, боевая машина пехоты, 120-миллиметровый пулемет и другие образцы вооружения. 

   дополнительная

информация

  Местные поисковики узнали имена и фамилии многих людей, считавшихся ранее пропавшими без вести или неизвестными и разместили их на мемориальной доске.

 

МАТЕРИАЛЫ  В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА:

 по прибытии к мемориальному комплексу:

Что рассмотреть с ребенком:

  • Обратите внимание ребёнка на военную технику, памятник генерал-лейтенанту, который не вернулся с войны, но навсегда остался в памяти потомков как герой.
  • Рассмотрите, что находится у подножья памятника м мемориальной доски (возложены венки).
  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

С чем познакомить ребёнка:

  • Познакомьте детей с пословицами о войне, спросите, как они понимают их смысл:

"Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт"

"Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт"

"Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим"

Какие вопросы задать ребенку:

  • Что такое война?
  • Нужна ли она на земле?
  • Почему людям и всему живому нужен мир?
  • Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
  • Для чего нужна военная техника?

после посещения мемориального комплекса:

В какие игры можно поиграть с ребенком?

  • игра «Закончи пословицы» (использовать пословицы, которые были использованы в начале маршрута)
  • игра «СОЛДАТ»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Что предложить ребенку сделать после прогулки:

  • сделать фотоколлаж вместе с ребенком;
  • нарисовать один из объектов прогулки;
  • побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
  • прочтите стихотворение:

 «ДЕВЯТОЕ МАЯ»

Г. Виеру

 Рады родители, дети и деды

гордому празднику нашей победы.

В день этот радостный мира и света

солнцем весенним земля обогрета.

Праздничным утром никто не забыл

цветы положить у солдатских могил.

УЛИЦЫ ГОРОДА БЕЛООЗЁРСКА ПОМНЯТ ГЕРОЕВ

УЛИЦА ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 

И.В.СВИДИНСКОГО

рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет

адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, г. Белоозерск, ул. Свидинского

маршрут: на карте

исторические события:

Свидинский Иосиф Викентьевич родился в 14 января 1918 года в г.п. Белыничи Могилевской области. В 1939 г. призван в Красную Армию. Освобождал Западную Украину, участник советско-финской войны. С 1941 года на фронте Великой Отечественной войны, разведчик 177 отдельной разведроты. За проявленную инициативу во время разведки и личную храбрость назначен старшим группы разведки. За время своей службы в разведке ефрейтор Свидинский лично захватил в плен 10 человек, из них 8 солдат и 2 офицера.
И.В. Свидинский особенно отличился во время форсирования войсками Красной Армии р. Днепр около Киева (осень 1943 года). Его группа получила задание в тылу противника обнаружить огневые точки, с чем успешно справилась. Огневые точки противника были уничтожены, что дало возможность наступающим частям успешно форсировать Днепр. В этой операции также участвовала группа разведчиков.
За участие в форсировании Днепра и проявленный при этом героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года Свидинскому Иосифу Викентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II и I степеней, Красной Звезды, многими медалями.
После войны жил в г. Белозерск Брестской области, работал в строительном управлении Березовской ГРЭС слесарем, затем машинистом компрессорной установки. Умер 15 ноября 1996 года.

дополнительная информация здесь


УЛИЦА БУГОРКОВА

ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет

адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, г. Белоозерск, ул. Свидинского

маршрут: на карте

исторические события:

Именем капитана Бугоркова одна из улиц Белоозёрска была названа по инициативе следопытов средней школы №2 "теперешней гимназии". Когда-то в школе была создана группа "Поиск", в состав которой вошли учащиеся старших классов под руководством директора школы Л.Д. Белинщикова. Ребята старались больше узнать о тех людях, кто ценой собственной жизни отстоял мир и счастье на земле.

Бугорков к началу войны был уже опытным пилотом. В 1941 году 25 июня полк под командованием капитана Бугоркова выполнял задание по бомбардировке скопления танков противника в районе Картуз-Березе и Ивацевичей. С боевого задания не вернулись 7 экипажей из 8. Бой был трудным и неравным. Когда самолёт охватили языки пламени, Бугорков вместе со штурманом покинули боевую машину. Фашисты расстреляли летчика в воздухе. Местные жители похоронили героев.

7 мая 1973 года останки летчиков вместе с прахом других советских воинов были перезахоронены в г.Белоозерске. Им установлен памятник. В одной из песен поётся, что погибшие в небе за Родину становятся небом над ней. А ещё благодарной нашей памятью, которая увековечена в названии улицы.

улица на карте:

 

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ПО УЛИЦАМ:

перед тем, как отправиться к памятному месту:

  • сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
  • рассмотрите портреты людей, героев ВОв, именами которых названа улица;
  • поговорите с ребенком о героях Великой Отечественной войны, прочтите короткие художественные произведения о войне

по прибытии на улицу:   

  • прогуляйтесь с ребенком по улице, расскажите ему о том, как эта улица называется;
  • напомните о том, что вы рассказывали ребенку про героя, именем которого названа эта улица; 
  • по-возможности, покажите портрет героя    

Какие вопросы задать ребенку:                                                                                

  • спросите у ребенка, в честь кого названа улица?
  • спросите ребенка, что он думает о герое? Какой он? (смелый, сильный, мужественный…);
  • спросите ребенка, правильно ли, по его мнению, то, что назвали улицу в честь этого человека
  • что он думает о войне?
  • хорошо или плохо то, что была война?

Предложите ребенку: 

  • нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет герою»; 
  • прочитать художественные произведения про героев войны

Что почитать ребенку:

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН

 

рекомендуемый возраст ребенка: от 4-х лет

адрес нахождения: Беларусь, Брестская область, Г. Белоозерск, ул. Ленина

маршрут: на карте

дата открытия памятника: 1976 год

архитектор: Ткачук М.Ф.

скульптор: Ананько В.И.

 

исторические события:

В Белоозерске возвышается памятник советским летчикам, воинам и партизанам, напоминая о героях, павших в огненных сражениях, где похоронены 35 воинов и партизан, в том числе 11 летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

На третий день войны в небе Березовщины разыгралась смертельная схватка между советскими бомбардировщиками и фашистскими истребителями. По слова очевидцев, некоторым лётчикам, выпрыгнувшим из горящих самолётов, удалось с помощью местных жителей уйти от преследователей, а погибшие пилоты были захоронены. Была поставлена цель, разыскать живых участников боя, а также установить имена погибших, места их захоронения. Беседы с людьми, розыск очевидцев, бесконечная переписка с архивами и свидетелями событий дали свои результаты. Было установлено, что 25 июня 1941 года на бомбардировку скопления танков противника в районе Березы-Картузской и Ивацевичей вылетело 8 самолетов, а вернулся один.
В августе 1971 года была создана районная комиссия «Подвиг» поставившая задачу увековечить имена погибших. Было принято решение о захоронении в Белоозерске останков павших героев и установке здесь памятника. Состоялась торжественно-траурная церемония перезахоронения погибших в братскую могилу. Весь город собрался отдать дань памяти и благодарности патриотам. Открытие самого памятника состоялось 7 ноября 1976 года.

Не зарастает тропа к памятнику погибшим воинам, новые поколения вновь и вновь приходят к Вечному огню почтить память героев и поклониться их мужеству.

  

МАТЕРИАЛЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ

БРАТСКОЙ МОГИЛЫ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН

 перед тем как отправиться к памятному месту:

  • сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
  • напомните о правилах поведения при посещении памятных мест;
  • можно приготовить живые цветы.

при посещении братской могилы

 Что рассмотреть с ребенком:

  • обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне;
  • обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших воинов, предложите положить цветы.

Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, вгородах поставлены памятники).

Расскажите ребёнку, что такое братская могила, кто захоронен в братской могиле;

 

 Какие вопросы задать ребенку:

  • спросите у ребёнка, что он знает о великой отечественной войне;
  • спросите у ребенка «что такое памятники? для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». это скульптурные сооружения, обелиски. строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня победы).
  • поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
  • какие вопросы задать ребенку:
  • кого можно назвать защитником отечества?
  • что такое война?
  • нужна ли она на земле?
  • почему людям и всему живому нужен мир?
  • когда мы отмечаем день победы над фашисткой германией?
  • нужно людям нужно помнить о войне?
  • как люди сохранили память о войне?

после посещения братской могилы:

 Что почитать ребенку:

 

 В какие игры можно поиграть с ребенком?

что предложить ребенку сделать после прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки.