Белорусская батлейка – часть культуры белорусского народа.
Ящик белорусской батлейки, как правило, представлял собой двух- или трехярусный ящик-домик, похожий на шкаф, увенчанный 1-3 шатрами с крестами. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, иконками, звездами, крестами, в центре наверху устраивали мезонин, на котором вырезали вифлеемскую звезду. Перед началом представления кукольник зажигал свечу – и звезда освещала персонажей представления.
В Беларуси были распространены несколько видов батлеек: одноэтажная (панорамная) в виде домика, двухэтажная с подвижными куклами и каноническим оформлением, двухэтажная со специальной башней, батлейка по принципу теневого театра, батлейка со сменой во время спектакля прозрачных декораций, батлейка-звезда.
Время хождения с батлейкой в различных регионах Беларуси отличалось, укладываясь в период от Рождества (последняя декада декабря) до Сретения (середина февраля).
В ней сначала студенты-кукольники, а затем ремесленники и крестьяне разыгрывали библейские сцены, сдабривая их сочным народным юмором. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Чаще всего белорусская батлейка была семейным промыслом. Члены семьи, включая детей, одновременно были и хором, и музыкантами (бубен, скрипка, цимбалы), и актерами-кукольниками. Кукольник - батлей - был "пружиной" представления, от его таланта зависел успех: он и водил кукол, и подпевал батлеечным музыкантам, и выступал соло, и рассказывал анекдоты, и пел, и плясал. Он играл свое представление в зависимости от состава публики, меняя сцены, тексты, на ходу придумывая актуальные шутки, однако сюжет и состав основных действующих лиц оставались неизменными. Уникальные батлеечные комплекты из материальных (батлеечный короб, куклы, музыкальные инструменты) и нематериальных (сценарии, песни, технологии) компонентов часто передавались по наследству.
Батлеечные представления оказали существенное влияние на формирование особенностей календарно-обрядовой культуры многих регионов Беларуси.